Венецианский декупаж

От Китая к итальянскому лаковому искусству

   Представляю на Ваш суд очередную статью из серии статей об истории увлекательного и очень популярного на сегодняшний день вида прикладного искусства - декупажа.

 

   В этой статье, я хочу более полно Вас ознакомить с тем, как декупаж развивался уже в средние века. Это очень важный этап в данном виде искусства, так, как основываясь на строгих, неизменных правилах своих восточных «родителей», декупаж приобретает совершенно новые для него черты и приобретает массовый характер.

 

   О влиянии на средневековую Европу и ее умопомрачению на всем Восточном можно судить по книге Марко Поло. Книга написана примерно в 1298 году. Реальность личности Марко Поло, права, на данный момент стоит под большим вопросом. Многие современные историки сейчас располагают данными о том, что это был вымышленный персонаж, некоего другого автора, пожелавшего по каким-то причинам не разглашать своего имени. Но это не меняет суть, поскольку книга все же является в определенной мере достоверной с исторической точки зрения.

 

    Следующим пристанищем декупажа стала Венеция. В северо-западной части Адриатического моря, где встречаются реки Альп, принося с собой ил, тысячелетия назад образовалась лагуна. В лагуне, на 118 песчаных островах, жили рыбаки, добытчики соли и охотники на водоплавающих птиц. Эта лагуна и послужила «фундаментом» города Венеция. К моменту рождения города (421 г.), поселение получило мощный прилив беженцев из покоренной Аттилой Римской Империи. Это была отчасти и культурная волна и толчок для дальнейшего расширения.

 

    Удивительное явление и по сей день – «утопающий» город – Венеция, в 12 веке находилось в стадии бурного развития торговли. Все торговые пути шли через Венецию, сосредотачивая огромные товарные и денежные массы в этом городе. Именно отсюда началось знакомство Европы с искуснейшей китайской мебелью, и как я писала уже в прошлой статье – такая мебель очень быстро попала в разряд дефицита. Причины такого дефицита я также описывала в статье «Развитие декупажа в Китае».  

 

    Местные мастера, желая не упустить шанс заработать, стали примерять на себя возможности китайской лаковой живописи. Здесь то и был использован опыт китайских мастеров наклеивания картинки под лак.  Венецианцы быстро научились имитировать восточный стиль, покрывая наклеенные изображения несколькими слоями лака. Как и в Китае, венецианские мастера накладывали слой за слоем лака для защиты древесины. Но теперь в этом процессе преследовалось не только значение зашиты изделия, но и создание иллюзии натуральной глянцевой и абсолютно ровной поверхности. 

 

    Хоть такая мебель и была востребована и даже популярна, она носила не очень то помпезное название «lakacontrafacta» или «искусство бедняков». Очень скоро этот вид искусства  захватил и всю Италию.  В какой-то мере, пренебрежительное отношение к такой «подделке» у современников «искусства бедняков», не умаляет того, что все изделия являются высокохудожественными и носят свой почерк. В то время были заложены основные итальянские традиции мебельщиков. Работы итальянских мастеров стали очень популярны во всей Европе. Ну а на сегодняшний день, вся, дошедшая до нас антикварная итальянская мебель, является непостижимой роскошью и служит примером подражания для ведущих мебельных производителей мира.

 

Далее декупаж завоевывал Францию, Англию, путешествовал чере океан, покорял сердца очень известных в истории людей, и все это в следующих моих статьях...