Развитие декупажа в Китае

Китайская лаковая техника

decoupazh v kitae
История декупажа в Китае

Эта статья – экскурс в историю развития декупажа, когда еще и самого понятия "декупаж" не было. Была китайская лаковая живопись, которая стала еще одим серьезным толчком в оформлении этого интереснейшего вида прикладного творчества. А также, если у Вас хватит духа дочитать статью до конца, Вы познакомитесь с как китайцы получали свой лак, возраст которого свыше 2 тыс. лет.

 

Итак, стоит поподробнее рассказать о том, как техника декупаж развивалась в Китае.

 

Начало Китайской Цивилизации теряется в глубине веков. Эта страна является кладезем древнейших традиций, ремесел и открытий. И, как и многие другие ремесла, Китай дал способу украшательства предметов быта, мировой масштаб. То, что деревянную мебель делали в Китае издавна, подтверждает тот факт, что найденная при раскопках древнего городища Шу мебель, датируется примерно 250 в до н.э. Деревянная мебель и лаковая живопись непрерывно использовалась в Китае на протяжении многих сотен лет и не получала особого развития, оставаясь на одном уровне.

 

Зарождение этой техники в целое направление человеческого творчества, начиналось с изобретения цветной бумаги в Китае, которой не очень богатые слои населения украшали коробочки, окна, фонарики и ширмы. В последствие, так стали украшать и мебель, но этот вид искусства не был в Китае настолько популярен, как, например, гончарное ремесло, литейное или шелковое, которые приобрели национальную значимость. Это обусловлено тем, что быт и интерьер китайцев на протяжении долгих столетий должен был отвечать двум главным критериям – простота и функциональность. Интерьер в китайском доме не отличался разнообразием видов мебели. Однако, используемая китайцами мебель, значительно отличалась от их соседей – японцев. Так, китайцы всегда использовали в быту кровати, столы, стулья, комоды, скамьи, сундуки. И, стоит отметить, что вся эта мебель выполнялась особенно тщательно. Широкое применение лаковой живописи в качестве декора на изделиях мебели столь твердо укоренилось в традиции мебельщиков Китая, не только из-за своего эстетического характера, но и из-за практической ее стороны. Лаковое покрытие обеспечивало прекрасную защиту деревянной поверхности и увеличивало сопротивляемость древесины от насекомых.

 

В противовес быта «простого» китайца, мебель, сделанная для придворного быта, отличались пышностью и красочностью. В ее отделке применялись перламутр, фарфор, эмаль, кость и даже драгоценные камни. Применялись дорогие породы дерева, некоторые из которых стоили состояния. Такую древесину обычно привозили из более теплых районов Южного Китая, а также из Индонезии и других стран Юго-Восточной Азии.

 

Известно, что китайцы делали лаки еще со 2-го тысячелетия до н. э. Основой для состава использовался сок лакового дерева. При надрезе коры дерево выделяет серый густой ядовитый сок. Технологические секреты лакирования китайские мастера не раскрывали. Но сейчас мы уже знаем как изготавливался это лак. Процесс этот достаточно трудоемкий и опасный.

 

По своей сути, лаковое дерево – это уникальное, но очень капризное дерево. Для сбора можно использовать только деревья, которые достигли 8-9 лет. Время сбора ограничивается исключительно с июня по октябрь, при чем для получения максимальной отдачи от дерева смолы, сбор следует производить в дни с повышенной влажностью. Надрез на коре делали только работники с большим опытом в этом деле. Неумело сделанный надрез со 100% гарантией ведет к гибели дерева. Одно лаковое дерево может дать всего лишь до 125 г смолы. Ценность и дефицит данного вещества очевиден.

 

Когда сокровища Китая открылись Западу и потянулись вереницы нескончаемых торговых походов, вливая в Европу, небывалые по тем временам достижения древней цивилизации, Европа захлебнулась от восхищения. По шелковому пути везли ткани, мебель, пряности, фарфор, украшения… Потребность в китайских изысках росла в прогрессии.

 

В этот момент Китай получил серьезный импульс в развитии лакового искусства. Спрос на дорогую, инкрустированную мебель был велик и в самом Китае, а когда к этому спросу присоединилась Европа китайские мебельщики оказались не в состоянии его удовлетворить. К этому факту присоединялась и ограниченность в драгоценных породах дерева, и очень высокая цена за мебель придворного типа. Тогда китайцы и начали доводить свою лаковую живопись до совершенства. Это была прекрасная альтернатива дорогой инкрустации, драгоценным камням и дорогой ручной росписи.

 

К 17 веку в Европе, если можно так выразиться, сформировалась устойчивая неудовлетворенность в китайской мебели. И здесь значимую роль в развитии декупажа сыграли венецианские ремесленники. А подробнее об этом я расскажу в следующей статье.

 

Оставить комментарий

Комментарии: 0